История Миасса

Откуда взялось название реки Миасс, имя которой получил город?

В нашем крае часто встречаются трудно объяснимые географические названия  населенных пунктов,  горных хребтов, рек, озер. Особенно много названий тюрского происхождения. Они перешли в русский язык с тех давних пор, когда на Урале ёще  кочевали башкирские, татарские, киргизские, казахские племена и угры—предки манси. Эти-то племена дали им свои названия. Так произошло и с Миассом. Река в старых документах  пишется «Мияс», «Мияз», «Миясс». В документе 1610 года  писалось «по Миесе реке».

Река Миасс начинается в топких, болотистых местах, древнее толкование этого   слова: «Мий»
— топь, топкое место, «асс» –указатель малой степени, то есть «малая  топь». Институт языкознания  АН  СССР  считает, что название  реки  мансийского   происхождения, от слова «Мил-ясс», означающего глубоководное русло реки.  Некоторые ученые выводят это слово из башкирского предлога «ми» — возьми, и мансийского  «ас» — вода, как бы говоря: на, возьми, пей воду. Эта  топономическая      загадка  ждет  своего  точного  толкования.

История основания нашего города связана с именем купца Лариона Ивановича Лугинина. В 60-е годы 18-ого века по торговому денежному обороту Лугинин  входил в число десяти крупнейших торговцев России. В столицу он вместе с сыновьями возил парусное полотно производства собственной фабрики, пеньку, юфть, сало, щетину, мерлушку, ворвань, кожу, хлеб.

Зная, что в районах, прилегающих к реке Миасс, очень большие запасы руд,  Лугинин приступает к строительству медеплавильных заводов. Начавшаяся крестьянская война под предводительством Пугачева привела к разрушению этих заводов и роспуску наемных рабочих, их отпускали по домам.  Это случилось в 1773 году. Ларион Лугинин воспользовался ситуацией и после разгрома восставших крестьян обратился к казне: он просил рабочую силу, денег и охрану заводов. Восстанавливая  разрушенное,  Лугинин  начинает  строить  Миасский  завод  по плавке  медных руд и  уже к  1800 году  завод  проплавил  руды 2 950 214 пудов. На  протяжении всего существования  Миасского  медеплавильного  завода  часть меди в обязательном порядке отправлялась на Екатеринбургский монетный двор, где чеканилась медная монета.

С 1810 года плавка меди  на Миасском заводе сокращается, а в 1816 г. было  решено превратить в «железноделательный». Ни прокат железа из златоустовского  чугуна, ни ножневая фабрика не возродили производства.

В конце 18 столетия, в 1797 году по велению императора Павла  в Оренбургскую губернию была направлена поисковая партия для отыскания руд благородных металлов. Летом 1797 г. На реке Ташкутарганке, левом притоке реки  Большой Иремель, недалеко от Миасского завода, там, где сейчас  Ленинский прииск, нашли первое месторождение рудного золота.

9 июля 1797 года по предложению главной канцелярии  Госдепартамента было начато «Дело о заведении  Мияских  золотых приисков…». На дачах Миасского завода  найдено  еще  несколько  золотосодержащих  жил,  где  были созданы прииски. На плотине  Миасского пруда в 1798 году поставлена золотопромывальная фабрика. Промывка золота там была очень мала, но открытие в 1823 году крупных месторождений золота позволило начать его промышленные разработки, что и определило развитие Миасса на следующее столетие.

Благодаря  золоту Миасс  стал известен в  России  и  за  ее  пределами. С этого времени завод посещали известные ученые и влиятельные  особы. Так, по России  путешествуя, в 1824 году император Александр 1 посетил «свой» прииск. Незадолго до этого события один из Миасских приисков назван был Царево – Александровским, ныне поселок Ленинский. Император решил сам испытать работу на прииске и собственноручно накопал  22 пуда песка, наблюдал за промывкой и получил  60 золотников золота. (Золотник— старая русская мера веса, равная  4,26  грамма). На этом богатейшем руднике на Ташкутарганке  из  каждой  горсти песка намывали по грамму или два золота.

В 30-е годы 18 века золотая лихорадка достигла высшего предела. Вести из золотой уральской кладовой ошеломляли воображение. За один день на Ташкутарганке нашли золотой клад из 6 самородков весом 24 фунта 11 золотников.  (Фунт—старая русская мера веса, равная 409,5 грамма). Вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году здесь разрабатывалось             54 рудника и 23 золотые россыпи. По некоторым сведениям  общее число золотых приисков доходило до 162. Миасский завод  стал крупным  центром  золотой промышленности России.

В «золотой век» промыслов – 1837 год – здесь было добыто 64 пуда золота. За 8 лет Миасская долина дала казне 464 пуда золота, и до 1861 года добыча велась почти на таком же уровне.

Расцвет золотодобычи Миасских приисков приходится на 1830 – 40 – годы. В это время Златоустовский горный округ возглавляет выдающийся горный инженер, ученый  Павел Петрович Аносов. Создав Златоустовскую оружейную фабрику и получив высококачественный булат, Аносов все силы отдавал Миасским золотым приискам. Он усовершенствовал золотопромывальную технику, строил новые фабрики, реконструировал ряд старых, нашел новые методы извлечения золота из песков,открыл богатейший Андреевский рудник в 50 верстах от Миасского завода.

В 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным был найден самый крупный самородок весом 36,21 кг. На сегодняшний день, под названием  « Большой треугольник», он украшает российский  Алмазный фонд.

Реформа 1861 года, отмена крепостного права изменили жизнь и быт  Миасских приисков. В 1877 году прииски перешли в руки новых владельцев, было создано «Миасское  золотопромышленное товарищество графа  М.В. Левашова и К’».

Почти половина всего золота добывалась старателями, получавшими оплату со сданного золотника. Старательскими работами занимались многие. Каждый хотел разбогатеть. Среди «фартовых» людей оказался Егор Митрофанович Симонов. Из бедной семьи, юноша своей настойчивостью  и упорством добивается больших успехов в своей жизни. Будущий меценат, занимающийся  благотворительностью, строящий на свои деньги храмы  и церкви, дома, делающий большие вклады золота в казну, впоследствии  становиться крупным золотопромышленником. По сей день украшает город великолепный  особняк, выстроенный Симоновым, сейчас там находится  музей.

С 1879 года компания становится  «Золотопромышленным товариществом».

Новые капиталистические отношения позволили многим жителям Миасса заняться своим делом—торговлей, ремёслами.

Вот так характеризовал  Миасский завод « Путеводитель по Уралу» 1899 года: «По  внешней своей физиономии, по  числу жителей и по торговым операциям Миасский завод напоминает собой город. В нем много каменных домов, магазинов,   торговых складов, агентских  контор, гостиниц. Колбасная, булочная, кондитерская, есть нотариус, вольная аптека, несколько типографий и прочее. В заводе числятся более 10 тысяч жителей; здесь своего рода административно – судебный центр, завод  ведет обширную торговлю хлебом, …понастроены лавки и балаганы, идёт торг  готовым верхним мужицким платьем, какие-то  «харчевки» – это нечто вроде помещений обжорного ряда. Имеются клуб, две библиотеки, чайная. Появляется «Механический завод», фаянсовая фабрика, мыловаренное  заведение, мукомольное дело». В  центре города находилось несколько крупных магазинов, почти на каждой улице имелись лавки, небольшие мастерские  чеботарей, шорников, портных, лудильщиков, пимокатов. В Миассе имелось более 30 улиц, разделенных на 100 кварталов,  две площади – Базарная у Петро – Павловской церкви и площадь у храма Александра Невского.

В 20 веке наряду с прежними предприятиями появляются новые:  гончарный  завод, мыловаренный, колбасный, конфетная фабрика и фабрика искусственных вод. В 1915 году в Миасс было эвакуировано  пилозубное производство из Риги. На его базе  был создан Миасский напилочный завод, первая продукция которого была выпущена 10 февраля 1916 г. Революция, гражданская война. В 1919 году были национализированы заводы, копи, рудники. В этом же году Миасс становится уездным  городом.

Не только золотом были насыщены  окрестности Миасса.

О начале всемирной славы  Ильменских  гор  с их  копями драгоценных камней рассказывают  разное. Одни старые записи утверждают, что началось все с находки казака  Прутова, когда в вырытой им закопушке, засветился, словно кусок голубого неба, чистой воды камень – «тяжеловес» (топаз). Начались поиски драгоценных камней и удача пришла в виде зелено – голубых аквамаринов, синих сапфиров, красных  гранат, гиацинтов, фенакитов и др.

С историей Ильменских гор тесно связано имя академика  А. Е. Ферсмана. Долгое время изучал он местные минералы.  В 1920 году по его инициативе  и  академика Вернадского  Ильмены были объявлены заповедными, а отдельные участки гор Ильменских  у  Миасса – Государственным минералогическим заповедником. На данное время здесь обнаружено более 260 минералов и 70 горных пород. Здесь встречаются  амазонит, солнечный камень, цвета  морской  волны  аквамарин  и синий  содалит, густовишневые  альмандины и красный нефелин и много других. Среди  минералов – титанистый железняк или ильменит.

В окрестностях Миасса также находятся десятки  озёр, мелкие речушки. Из всей озёрной палитры можно выделить озёра Тургояк, Ильмень, Аргаяш, Увильды, Елово, Кисегач, Еланчик, Инышка и  много других. Одним из крупных считается  Тургояк, оно самое пресное озеро на Урале и является хранилищем чистейшей природной  воды, по качеству близкой  к байкальской. Зеркало озера – 26.4 км. Прозрачность до 20 м. Глубина повсеместно превышает 20 м, максимальная – 34 м. Очень своеобразен необычайный температурный режим Тургояка. Озеро в  целом прохладное, даже в самые жаркие дни  температура его поверхностных вод не превышает 25’. На глубине 8 – 10 метров лежит метровый «слой температурного скачка» — здесь температура резко падает до 4 – 5’. С глубины 14 – 16 метров и до дна  круглый год остается однородной по температуре и  очень холодной. Озеро имеет  6  островов, два  крупных – Веры и Чайка. Примечателен остров Веры, на нем много лет жила отшельницей женщина по имени Вера, которую местные жители считали прорицательницей и ясновидящей. Проживала в каменной пещере. К ней приходили сотни людей, которых она привечала, всех выслушивала, душой проникалась, для всех находила теплые слова доброты и надежды. Воду приносят в озеро многочисленные подземные родники. Сосновые, берёзовые леса и разнотравные луга, окружающие Тургояк, делают целебным и воздух на озёрном побережье. Озеро включено международной ассоциацией лимнологов в список ста ценнейших  водоёмов  мира.

22 июня 1941 года.  Великая отечественная война.  30 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) на Урале было организовано автомоторное и литейное производство. И сразу же в Миасс потянулись эшелоны с оборудованием Московского автозавода. Оно монтировалось прямо «с колес», под открытым небом в лютые морозы, корпуса возводились вокруг него  одновременно с монтажом. Уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле были собраны первые коробки передач и двигатели. Задание  ГКО  было выполнено. Но страна нуждалась  в автомобилях и, начиная с марта 1943 года, моторный завод  перестраивается  в  автомобильный.  8 июля 1944 года с конвейера сошел первый уральский автомобиль «ЗИС – 5». Этот день стал днем рождения завода.

В послевоенные годы совершенствуется конструкция  уральского автомобиля.       Создаются новые модели: «ЗИС-21», «ЗИС-50», «УралЗИС-352»,«УралЗИС-355». В 1958 году освоен выпуск двухосного грузового автомобиля «Урал-355М», который успешно использовался при освоении целины Урала, Сибири и Казахстана.  Для  освоения пустынь Средней Азии, районов Сибири и Крайнего севера потребовались специальные, мощные автомобили-вездеходы и в 1961 году из ворот завода выходят первые большегрузные, трехосные автомобили высокой проходимости «Урал-375». В  1969 году — «Урал-375Д». В 1977 году на Уральском автозаводе было налажено производство новой модели «Урал-4320» с  дизельным  двигателем  из  8-ми цилиндров.

В настоящее время УралаЗ выпускает автомобили семейства «Урал» в различном исполнении. Для работы в условиях Крайнего Севера – с утеплённой кабиной,  отоплением и надежным предпусковым подогревателем. На  «зимниках»  Сибири  успешно используются автомобили на широкопрофильных шинах. Благодаря надёжной герметизации узлов и агрегатов автомобили «Урал-4320-01» способны преодолевать болотистые участки и водные преграды глубиной до 1,7 метра. Они уверенно преодолевают крутые подъёмы до 31’.  успешно эксплуатируются в горах и в бездорожье. На самых тяжелых участках  водителю помогает мощная  лебедка, установленная на автомобиле. Автомобили «Урал» приспособлены не только для эксплуатации в пустынях, а также в условиях тропического климата. Хорошей    проходимости автомобиля «Урал—4320-01» способствуют шины увеличенного    размера с централизованным регулированием давления воздуха.

В настоящее время  УралаЗ выпускает также автомобили «Урал–5557» и их  модификации, снегоболотоходный  транспортер «Урал–5920»,тягач «Урал–5323». На  базе автомобилей «Урал» изготавливаются автокраны, топливозаправщики, трубовозы , лесовозы, панелевозы, на их шасси монтируются кузова-фургоны для перевозки людей, специальные установки.

Заслуженной славой пользуются автомобили с маркой «Урал» в стране и за её пределами.   Экспорту  автомобилей способствует их высокое качество, надежность в эксплуатации, экономичность, а также гарантированное обеспечение запасными частями и проведение технического обслуживания. Только за последние годы в число покупателей уральских автомобилей вошли фирмы и организации Египта, Ирака,   Китая, Анголы, Эфиопии, Кубы и других стран.

За полвека Уральский автомобильный завод превратился в один из передовых предприятий  машиностроения  с  высокоразвитой технологией производства, с современным оборудованием и квалифицированными  кадрами.

Одновременно с заводом в долине реки Миасс возле Ильменского хребта возник целый город автомобилестроителей. Город протянулся узкой лентой по обоим берегам реки Миасс, длина которой составляет 658 км, на высоте 334,8 м над уровнем  моря. На юго-востоке город примыкает к гряде  Чашковских гор, граница с запада идет по Уральскому хребту, на севере – по речке Киалим. Миасс расположен в точке с координатами  55’ северной широты и 60’ восточной долготы и занимает площадь 1749 квадратных  километров. С населением более 180 тысяч человек.

Прокомментировать